Я работаю с 8 утра до пяти вечера, муж вообще задерживается на рабочем месте порой до 21:00. А школьный психолог говорит нам:
— Вашему ребенку недостаточно внимания. От этого и проблемы в обучении и поведении. Ему нужны родители. Просто уделите ему время.
Но где нам взять это время?
Уже взрослый
Сыну двенадцать лет. Слушает рок, повесил на двери своей комнаты табличку «Без стука не входить!». Когда я прихожу домой, его обычно еще нет. Он проводит время на улице или у друзей. После работы я включаю любимый сериал и приступаю к приготовлению ужина и уборке. Муж, когда возвращается, около часа не хочет ни с кем говорить, предпочитает спокойно посмотреть телевизор. С сыном мы оба, если честно, почти не разговариваем. Мое общение сводится к тому, что я спрашиваю, как прошел его день и сделал ли он уроки. Отец же вовсе просто говорит ему перед сном: «Будь завтра молодцом!». На этом все. Действительно, мы совсем мало уделяем времени нашему ребенку. Но в этой рабочей и бытовой суете мы оба совершенно забыли, что это нужно делать.
Все годы после выхода из декрета мы с мужем думали только о том, чтобы наш сын ни в чем не нуждался. У него хорошая одежда, качественная еда, возможности дважды в год ездить на экскурсию или на отдых. Мы начали строительство собственного дома, в котором нашей семье будет просторнее. Но, получается, за эти годы мы многое упустили. Мне было неловко в кабинете психолога, но я все же решила спросить:
— Что значит уделите время?
— Сходите вместе в кино, узнайте, что интересно вашему сыну, чем он увлекается. Поддержите его на тренировках или соревнованиях.
— Но он не зовет нас с мужем на тренировки и соревнования.
— Он же говорит, когда у него матч?
— Да!
— Подросток никогда не приглашает прямо. Если он сообщил время и место, это означает: «Мама, я хочу, чтобы ты пришла!».
Меняем поведение
После этого родительского собрания моя голова шла кругом. Оказалось, я упустила где-то года три жизни своего сына. Внешне все было хорошо. Помощи он не просил, общение не навязывал, и я решила, что как друг ему больше не нужна. Но это было не так. И наше родительское невнимание вылилось в плохие оценки и неудовлетворительное поведение.
Я пришла с собрания. Сын ждал, что я буду его ругать, но я не стала этого делать. Достала торт из холодильника и предложила попить чай всей семьей.
— Что за праздник? — спросили в один голос муж и сын.
— Хочу ввести новые семейные традиции. Давайте больше времени проводить вместе. Как насчет завтра?
— У меня рыбалка, — сказал муж.
— А у меня соревнования! — пробормотал сын.
— Тогда мы с папой придем к тебе завтра на соревнования и поддержим, можно?
— Правда, что ли? — спросил сын.
— Да! Мы гордимся тем, что ты защищаешь честь школы на соревнованиях по баскетболу.
— Спасибо!
Муж вопросительно посмотрел на меня, но позже я ему все объяснила. И мы оба согласились с тем, что наши хобби подождут.
Итоги
На матче сын показал прекрасные результаты. Тренер сказал, что так хорошо он еще никогда не играл. После мы вместе отправились в парк, ели мороженое и сахарную вату как раньше, когда он был еще первоклашкой.
Вечером мы с отцом заинтересовались музыкой, которую слушает сын. Я стала узнавать у сына, что задают в школе, что он проходит. Мы ни разу не говорили о его плохих оценках и поведении. Это я оставила в прошлом. Я уделяла внимание только будущему. Мой муж пообещал полчаса в день проводить в разговоре с сыном, как бы сильно он ни устал. И постепенно такое общение понравилось обоим. И это несмотря на то, что муж поздно приходил с работы. Мы обсуждали вместе школьные дела, играли в настольные игры, ходили в кино, пытались на скорость справиться с домашним заданием сына. Через месяц мне позвонила психолог и сказала:
— Блестяще! Все показатели вашего сына выросли до максимума.
И это без упреков и наказаний. Родительские любовь и внимание творят чудеса.